РП элективного курса Пишем сочинение

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

Центр образования № 224

ПРИНЯТО:
решением Педагогического совета
МБВСОУ ЦО № 224
протокол № 1 от 28.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБВСОУ ЦО № 224
_________________ М.В.Кондрашова
приказ № 79-о от 28.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ»
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы – составители:
учителя русского языка и литературы,
Ведерникова Татьяна Владимировна,
первая квалификационная категория,
Пичугова Евгения Петровна,
первая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании школьного
методического объединения учителей
протокол № 1 от 28.08.2024 г.

г. Екатеринбург

Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры
речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.
Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе
овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается
социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и
соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой
ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов
осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих
условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему
потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и
оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной
переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения
нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не
противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать
ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру
Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике
сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование
коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение
созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую
следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников,
сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее
интеллект,
духовность,
культуру,
расширяющее
кругозор,
развивающее
самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в
обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и
обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех
многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для
формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать
свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также
готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и
одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому
языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Работа над
сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды
и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает
учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на
мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны
быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же
необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и
письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать
сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем,
как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся,
который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху
коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение,
самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И
именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации,
деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от

умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться
создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем
современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы
областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели данной программы:
 помочь учащимся обобщить знания по русскому языку и литературе;
 завершить формирование умений работать с текстами художественных
произведений, публицистических и литературно-критических статей;
 подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому
языку и литературе;
 гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и
устной, и письменной);
 развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
 формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие
языкового эстетического идеала;
 формирование творческого воображения как направление интеллектуального и
личностного развития ученика;
 овладение нормами русского литературного языка;
 обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
 обучение работе над сочинением;
 развитие коммуникабельности обучающихся;
 воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать
мастерство художников слова.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
Учащиеся должны:
 понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода;
 уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
 на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь
отличать их друг от друга;
 анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих
учащихся и рецензировать их;
 уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
 обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах
выражения мысли;
 знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие
эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным
направлениям;
 уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в
литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое
значение художественных произведений;
 хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и
литературно-критические оценки;
 воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе
конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство,
проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания,
композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа,
художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности

художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола,
аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
 уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями
и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их
основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления
и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.);
стихотворные размеры;
 самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный
текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным
литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и
общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план
и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Содержание программы
 Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного
произведения и текста ЕГЭ для успешного написания Итогового сочинения и сочинения
на ЕГЭ. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим
произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой.
Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
 Пишем сочинение
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли
текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации
материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление
на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила
оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами
художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок
работы над черновиком.
 Сочинения разных жанров
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков
жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия.
Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их
сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски
художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их
воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися.
Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных
ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна?
Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога
до начала и во время экзамена.
 Структура и виды сочинений
Что такое сочинение и каким оно должно быть. Основные требования к сочинению. Схема
— анализ прозаического произведения; анализ лирического произведения. Тема и
основная мысль сочинения: заглавие, тема и основная мысль сочинения; способы
раскрытия основной мысли; эпиграф; тема и жанр сочинения. Тема сочинения: выбор,
осмысление,
раскрытие;
текст: тема, проблема, позиция автора. Систематизация материала для сочинения: простой
и сложный план; тезисы и конспекты; цитаты, ссылки, их оформление; отбор материала
по литературным источникам; аннотация. Виды сочинения: отзыв; рецензия. Структура
сочинения: вступление, виды вступлений (историческое, аналитическое, биографическое,
сравнительное, лирическое); заключение, виды заключений. Типы сочинений по видам

анализа художественного произведения: индивидуальная характеристика героев;
сравнительная характеристика героев; групповая характеристика героев; общий анализ
литературного произведения; анализ нескольких литературных произведений; анализ
эпизода литературного произведения; образ автора; проблемно-обобщающий анализ
литературного произведения. Классификация ошибок. Критерии оценок.
 Лингвистический анализ текста
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание, рассуждение,
повествование. Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного
употребления. Фразеологизм. Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы.
Контекстные антонимы. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс,
эвфония, диссонанс. Звукопись. Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение,
ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры,
синтаксические конструкции; градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор,
анафора, эпифора. Комплексный анализ текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
(очная форма обучения)
№
уро
ка

1
2
3

4

5

6

Календарные сроки
изучения темы
Колво
Запланир Коррект
часов ованные
ировка
сроки
сроков

Наименование разделов
и темы урока
Вводные занятия
Прежде чем писать сочинение
Основные требования при написании
сочинений
Основные требования при написании
сочинений
Пишем сочинение
Тема сочинения: выбор, осмысление,
раскрытие;
текст: тема, проблема, позиция
автора
Тема сочинения: выбор, осмысление,
раскрытие;
текст: тема, проблема, позиция
автора
Композиция сочинения или как
начать и завершить сочинение

1
1

1 неделя
2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

7

Композиция сочинения или
начать и завершить сочинение

как

1

7 неделя

8

Организация материала при помощи
плана
Организация материала при помощи
плана
Роль эпиграфа и цитирования в
сочинении
Анализ предложенного учителем
сочинения
Анализ предложенного учителем
сочинения
Средства
художественной
выразительности: тропы, фигуры
речи

1

8 неделя

1

9 неделя

1

10 неделя

1

11 неделя

1

12 неделя

1

13 неделя

Средства
выразительности:
речи

1

14 неделя

1
1
1

15 неделя
16 неделя
17 неделя

9
10
11
12
13

14

15
16
17

художественной
тропы, фигуры

Сочинения разных жанров
Итоговое сочинение
Итоговое сочинение
Сочинение – доклад

Форма
(вид)
занятия

Сочинение –
литературный обзор
Сочинение –
литературный обзор
Сочинение –
читательский отзыв
Сочинение –
читательский отзыв

1

18 неделя

1

19 неделя

1

20 неделя

1

21 неделя

22

Сочинение в жанре литературнокритической статьи

1

22 неделя

23

Сочинение в жанре литературнокритической статьи

1

23 неделя

24

Сочинение
–
характеристика
литературного героя

1

24 неделя

25

Сочинение
–
характеристика
литературного героя

1

25 неделя

26

Сочинение – читательский дневник

1

26 неделя

27

Сочинение – анализ лирического
произведения

1

27 неделя

28

Сочинение – анализ лирического
произведения

1

28 неделя

29

Сочинение – письмо

1

29 неделя

30

Сочинение – интервью

1

30 неделя

31

Практическая работа.
Пишем сочинение

1

31 неделя

32

Практическая работа.
Пишем сочинение

1

32 неделя

33

Итоговая работа.
Пишем сочинение

1

33 неделя

34

Итоговая работа.
Пишем сочинение

1

34 неделя

18
19
20
21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
(очная форма обучения)
Календарные сроки
изучения темы
№
КолНаименование разделов
уро
во
Запланир Корректи
и темы урока
ка
часов ованные
ровка
сроки
сроков
Структура и виды сочинений
21
1
Что такое сочинение и каким оно
1
1 неделя
должно быть
2
Основные требования к сочинению
1
2 неделя
3
Основные требования к сочинению
1
3 неделя
4
Схема — анализ
прозаического
1
4 неделя
произведения
5
Схема
—
анализ лирического
5 неделя
произведения
6
Тема и основная мысль сочинения:
1
6 неделя
заглавие, тема и основная мысль
сочинения;
способы
раскрытия
основной мысли
7
Тема сочинения: выбор, осмысление,
1
7 неделя
раскрытие;
текст: тема, проблема, позиция автора
8
Тема
и
основная
мысль
1
8 неделя
сочинения: эпиграф; тема и жанр
сочинения
9
Систематизация
материала
для
1
9 неделя
сочинения: простой и сложный план;
тезисы и конспекты
10
Систематизация
материала
для
1
10 неделя
сочинения: цитаты,
ссылки,
их
оформление; отбор материала по
литературным источникам; аннотация
11
Виды сочинения: отзыв
1
11 неделя
12
Виды сочинения: рецензия
1
12 неделя
13
Структура сочинения: вступление,
1
13 неделя
виды
вступлений
(историческое,
аналитическое,
биографическое,
сравнительное, лирическое)
14
Структура сочинения: заключение,
1
14 неделя
виды заключений
15
Типы сочинений по видам анализа
1
15 неделя
художественного
произведения:
индивидуальная
характеристика
героев; сравнительная характеристика
героев; групповая характеристика
героев
16
Типы сочинений по видам анализа
1
16 неделя
художественного
произведения:
общий
анализ
литературного
произведения; анализ нескольких
литературных произведений

Форма
(вид)
занятия

Типы сочинений по видам анализа
художественного
произведения:
анализ
эпизода
литературного
произведения
Типы сочинений по видам анализа
художественного произведения: образ
автора
Типы сочинений по видам анализа
художественного
произведения:
проблемно-обобщающий
анализ
литературного произведения
Классификация ошибок. Критерии
оценок
Классификация ошибок. Критерии
оценок

1

17 неделя

1

18 неделя

1

19 неделя

1

20 неделя

1

21 неделя

Лингвистический анализ текста

13

Изобразительно-выразительные
средства
языка,
оформляющие
описание
Изобразительно-выразительные
средства
языка,
оформляющие
рассуждение
Изобразительно-выразительные
средства
языка,
оформляющие
повествование
Многозначные слова. Переносное
значение слова
Лексика ограниченного употребления.
Фразеологизм

1

22 неделя

1

23 неделя

1

24 неделя

1

25 неделя

1

26 неделя

27

Синонимы. Контекстные синонимы

1

27 неделя

28

Антонимы. Контекстные антонимы

1

28 неделя

29

Фонетические
средства
выразительности:
аллитерация,
ассонанс,
эвфония,
диссонанс.
Звукопись
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет,
олицетворение, ирония, гипербола,
литота,
аллегория,
перифраза.
Художественный символ, паронимы
Стилистические
фигуры:
параллелизм, эллипсис, умолчание,
риторические
фигуры,
синтаксические конструкции

1

29 неделя

1

30 неделя

1

31 неделя

Стилистические фигуры: градация,
антитеза, оксюморон, лексический
повтор, анафора, эпифора
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста

1

32 неделя

1
1

33 неделя
34 неделя

17

18

19

20
21

22

23

24

25
26

30

31

32

33
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
(очно-заочная форма обучения)
Календарные сроки
изучения темы
№
КолНаименование разделов
уро
во
Запланир Корректи
и темы урока
ка
часов ованные
ровка
сроки
сроков
Структура и виды сочинений
21
1
Что такое сочинение и каким оно
1
1 неделя
должно быть
2
Основные требования к сочинению
1
2 неделя
3
Основные требования к сочинению
1
3 неделя
4
Схема — анализ
прозаического
1
4 неделя
произведения
5
Схема
—
анализ лирического
5 неделя
произведения
6
Тема и основная мысль сочинения:
1
6 неделя
заглавие, тема и основная мысль
сочинения;
способы
раскрытия
основной мысли
7
Тема сочинения: выбор, осмысление,
1
7 неделя
раскрытие;
текст: тема, проблема, позиция автора
8
Тема
и
основная
мысль
1
8 неделя
сочинения: эпиграф; тема и жанр
сочинения
9
Систематизация
материала
для
1
9 неделя
сочинения: простой и сложный план;
тезисы и конспекты
10
Систематизация
материала
для
1
10 неделя
сочинения: цитаты,
ссылки,
их
оформление; отбор материала по
литературным источникам; аннотация
11
Виды сочинения: отзыв
1
11 неделя
12
Виды сочинения: рецензия
1
12 неделя
13
Структура сочинения: вступление,
1
13 неделя
виды
вступлений
(историческое,
аналитическое,
биографическое,
сравнительное, лирическое)
14
Структура сочинения: заключение,
1
14 неделя
виды заключений
15
Типы сочинений по видам анализа
1
15 неделя
художественного
произведения:
индивидуальная
характеристика
героев; сравнительная характеристика
героев; групповая характеристика
героев
16
Типы сочинений по видам анализа
1
16 неделя
художественного
произведения:
общий
анализ
литературного
произведения; анализ нескольких
литературных произведений

Форма
(вид)
занятия

17

18

19

20
21

22

23

24

25
26
27
28
29

30

31

32

33
34

Типы сочинений по видам анализа
художественного
произведения:
анализ
эпизода
литературного
произведения
Типы сочинений по видам анализа
художественного произведения: образ
автора
Типы сочинений по видам анализа
художественного
произведения:
проблемно-обобщающий
анализ
литературного произведения
Классификация ошибок. Критерии
оценок
Классификация ошибок. Критерии
оценок
Лингвистический анализ текста
Изобразительно-выразительные
средства
языка,
оформляющие
описание
Изобразительно-выразительные
средства
языка,
оформляющие
рассуждение
Изобразительно-выразительные
средства
языка,
оформляющие
повествование
Многозначные слова. Переносное
значение слова
Лексика ограниченного употребления.
Фразеологизм
Синонимы. Контекстные синонимы
Антонимы. Контекстные антонимы
Фонетические
средства
выразительности:
аллитерация,
ассонанс,
эвфония,
диссонанс.
Звукопись
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет,
олицетворение, ирония, гипербола,
литота,
аллегория,
перифраза.
Художественный символ, паронимы
Стилистические
фигуры:
параллелизм, эллипсис, умолчание,
риторические
фигуры,
синтаксические конструкции
Стилистические фигуры: градация,
антитеза, оксюморон, лексический
повтор, анафора, эпифора
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста

1

17 неделя

1

18 неделя

1

19 неделя

1

20 неделя

1

21 неделя

13
1

22 неделя

1

23 неделя

1

24 неделя

1

25 неделя

1

26 неделя

1

27 неделя

1

28 неделя

1

29 неделя

1

30 неделя

1

31 неделя

1

32 неделя

1

33 неделя

1

34 неделя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».